Совершенно случайно попалось мне на глаза новое слово, которого я раньше не слыхала - джайнизм. Мне стало интересно, что это такое, и я решила заглянуть в Википедию (не перестаю восхищаться, какой это замечательный проект - настоящий кладезь полезной информации).
Оказалось, что это одно из индийских философских учений, причем очень древнее, возникшее аж в VI веке до н.э.
Джайнизм проповедует, что каждое существо (джива, санскр. जीव, jīva) является индивидуальной и вечной душой и самостоятельно отвечает за свои действия. То есть, постулируется такой образ жизни, когда уделяется наивысшее возможное уважение к каждой форме жизни. Неизменная ценность каждой жизни (в каждой форме её проявления), и, как следствие, непричинение им вреда — ненасилие (ахимса).
Бог для джайнов обусловливается такими понятиями как Бесконечное Знание (санскр. अनन्त ज, ananta jña), Бесконечное Восприятие (санскр. अनन्त दर्शन्, ananta darśan), Бесконечное Осознание (санскр. अनन्त चरित्र, ananta caritra) и Бесконечное Счастье (санскр. अनन्त सुख, ananta sukha). Таким образом, джайнизм не включает в свою философию понятия Господа как всемогущего сверхсущества, но как неизбывное мироздание, управляемое законами природы, которые, в свою очередь, зависят от взаимодействия атрибутов (гун) сущностей, составляющих Вселенную.
Ещё одним отличительным аспектом джайнизма является анекантавада — учение о существующей множественности видения объектов и феноменов разными субъектами, эти объекты и феномены наблюдающими.
Однако первое, что мне бросилось в глаза и вызвало удивление - это картинка, изображающая их символ.
Да ведь это же натуральная еврейская "хамса"! Но причем здесь Индия? Какая может быть связь между этими очевидно похожими символами?
Хáмса – это защитный амулет в форме ладони, которым пользуются и иудеи, и мусульмане. Слово «хамса» имеет семитские корни и значит «пять». Как правило, хамса бывает симметричной, с большими пальцами с двух сторон, а не копирует анатомическую форму ладони. Хотя ее широко используют и иудеи, и мусульмане, она существовала еще до возникновения этих религий и была связана с богиней Танит, лунной богиней финикийцев, покровительницей Карфагена.
Хамсу используют для защиты от сглаза. Ее можно найти у входа в дом, в машине, на браслетах и в виде кулонов. Часто в центре хамсы помещаются другие символы, защищающие от сглаза – изображение рыб, глáза или Звезды Давида. Считается, что синий, а особенно голубой цвет также защищает от дурного глаза, и мы часто видим хамсы такого цвета или украшенные полудрагоценными камнями разных оттенков, от синего до бирюзового. В иудаизме хамсы часто украшают молитвами для защиты, такими как «Шма Исраэль», «Биркат ха-Байт» (благословение жилища) или «Тфилат ха-Дерех» (молитва путешествующих).
В исламе хамсу также называют «Рукой Фатимы» по имени единственной дочери пророка Мухаммеда, которую также связывают с многими чудесами, например, с вызыванием дождя. Говорят, что однажды Фатима помешивала еду на огне, а ее муж Али вошел в дом с девушкой, на которой он только что женился (мусульманину разрешается иметь до четырех жен). Фатима, пораженная горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор ее рука стала символом терпения и веры. Хамса также считается символом пяти столпов ислама.
В иудаизме хамса известна как «ЯД ХА-ХАМЕШ» («Рука пяти») или «Рука Мирьям», по имени сестры Моисея и Аарона. Хамсу также связывают с пятью книгами Торы.
А вот что написано в Энциклопедии знаков и символов:
Рука - символ управления, руководства; олицетворение безопасности и правильного пути, Выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны.
Связана с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства.
В индо-иранской традиции возник эпитет «долгорукий», имевший выраженное религиозное значение. Он в обязательном порядке прилагался к правителям и даже богам.Долгорукий — значит, способный простереть руку для защиты, покровительства и исцеления: это эпитет Вишну, Митры, Варуны, героев эпоса; Заратуштра назывался долгоруким. Отсюда происходит и именование древнего русского княжеского рода. В еврейском языке одно слово означает одновременно «власть» и «рука».
В геральдике и эмблематике рука, выходящая из облаков, знаменует божественный промысел; это рука Бога-Отца. Одной из регалий средневековых правителей была «рука правосудия». В эмблеме джайнизма изображение раскрытой ладони выражает идею ненасилия. В японском буддизме тысячерукая Каннон становится образом всеобъемлющего сострадания и помощи. В целом наличие множества рук у богов передает их различные аспекты и функции.
Нередко за правой и левой руками закрепляется различное значение: «Почетней в мире левая рука, но правая почетней на войне. Где радость — левой стороне почет, а где злодейство — правой стороне» («Дао дэ цзин»). В библейской традиции считалось, что для благословения Богу служит правая рука, а для наказания — левая. В целом повсеместно правая рука выступает как доминирующая (ср. выражение «правая рука» в значении «главный помощник», а также «десница Божия» — то есть правая рука, в отличие от левой, именуемой шуйца).
Символика пальцев рук может быть рассмотрена в контексте числовой символики. Пять традиционно связывается с человеком (это образ человеческого тела, с его четырьмя конечностями и головой), его здоровьем, благополучием.
суббота, 12 июля 2008 г.
пятница, 4 июля 2008 г.
Белая птица
На небе вороны, под небом монахи,
И я между ними в расшитой рубахе,
Лежу на просторе, легка и пригожа,
И солнце взрослее и ветер моложе.
Меня отпевали в громадине храма.
Была я невеста, прекрасная дама.
Душа моя рядом стояла и пела.
Но люди, не веря, смотрели на тело.
Судьба и молитва менялись местами.
Молчал мой любимый, и крестное знамя
Лицо его светом едва освещало.
Простила его, я ему все прощала.
Весна, задрожав от печального звона,
Смахнула три капли на лики иконы,
Что мирно покоилась между руками,
Ее целовало веселое пламя.
Свеча догорела, упало кадило.
Земля, застонав, превращалась в могилу.
Я бросилась в небо за легкой синицей,
теперь я на воле, я - белая птица...
Взлетев на прощанье, кружась над родными,
Смеялась я, горя их не понимая.
Мы встретимся вскоре, но будем иными.
Есть вечная воля, зовет меня стая.
Ю.Шевчук
И я между ними в расшитой рубахе,
Лежу на просторе, легка и пригожа,
И солнце взрослее и ветер моложе.
Меня отпевали в громадине храма.
Была я невеста, прекрасная дама.
Душа моя рядом стояла и пела.
Но люди, не веря, смотрели на тело.
Судьба и молитва менялись местами.
Молчал мой любимый, и крестное знамя
Лицо его светом едва освещало.
Простила его, я ему все прощала.
Весна, задрожав от печального звона,
Смахнула три капли на лики иконы,
Что мирно покоилась между руками,
Ее целовало веселое пламя.
Свеча догорела, упало кадило.
Земля, застонав, превращалась в могилу.
Я бросилась в небо за легкой синицей,
теперь я на воле, я - белая птица...
Взлетев на прощанье, кружась над родными,
Смеялась я, горя их не понимая.
Мы встретимся вскоре, но будем иными.
Есть вечная воля, зовет меня стая.
Ю.Шевчук
среда, 2 июля 2008 г.
Чудовище. Туда ему и дорога!
Около полудня, в районе старого здания больницы Шаарей-Цедек, на улице Яффо, в Иерусалиме, трактор таранил автобусы и автомашины. Трактором управлял 31-летний Хусам Тайсир Давиат, израильский араб из Восточного Иерусалима, ранее отсидевший срок за изнасилование, и имевший приводы в полицию за наркотики.
Давиат, водитель тяжелой техники по профессии, раздавил трактором две частные легковые автомашины и такси, двигавшиеся по улице Сарей Исраэль, убив Элизабет Горен Фридман и ранив других водителей, набрал скорость, и свернул против движения на улицу Яффо. Он врезался еще в два автомобиля, снес автобусную остановку, ударил пассажирский автобус 60-го маршрута компании "Эгед", водитель которого успел в последний момент свернуть в сторону, и раздавил автомобиль Renault Kangoo, убив находившегося в нем Жана Релеви.
После этого он продолжил движение в сторону рынка "Махане Йегуда", и возле здания студии JCS атаковал автобус 13-го маршрута компании "Эгед", полный пассажиров. Трактор несколько раз ударил автобус ковшом, перевернув его. По словам водителя автобуса, если бы на этом месте не велись дорожные работы, террорист просто смял бы автобус об стену.
Двое полицейских, Шаади Дао и Элинор Нахум, регулировавшие движение на улице Яффо, попытались отвлечь Давиата от автобуса. Террорист погнался за ними, и едва не раздавил Дао ковшом трактора. Тогда Нахум дважды выстрелила в него. Давиат потерял сознание, трактор остановился.
Дао поднялся в трактор, уверенный, что террорист мертв, и не сделал контрольный выстрел. Однако, когда один из прохожих бросил в Давиата камнем, тот пришел в сознание, и с криком "Аллах акбар" снова нажал на газ, борясь с полицейским. Трактор ударил еще один автомобиль, в котором находилась Бат-Шева Унтерман со своей 7-месячной дочкой. Бат-Шева успела расстегнуть ремни на детском кресле и отдать дочь через окно прохожему, но сама отстегнуться не успела.
В этот момент на трактор взобрались охранник Орон Бен-Шимон и находившийся в увольнительной 20-летний боец спецподразделения "Эгоз" М. (его имя запрещено к публикации). М., забравшийся на трактор вторым, выхватил пистолет из кобуры охранника и трижды выстрелил Давиату в голову. Вслед за этим сотрудник спецподразделения полиции (ЯСАМ) Эли Мизрахи произвел контрольный выстрел.
Весь инцидент длился считанные минуты, за которые террорист проехал на тракторе около 300 метров, убив троих и ранив 36 человек.
В числе пострадавших в результате теракта - двое маленьких детей. Пятимесячную девочку извлекли из раздавленной трактором машины, где погибла ее мать. Отметим, что по другим данным, мать выбросила ребенка из машины в тот момент, когда на автомобиль двигался трактор, и тем самым спасла младенцу жизнь.
Агентство Ynet приводит рассказ парамедика службы "Маген Давид Адом" Эяля Заави, который в числе первых оказался на месте теракта.
Он прибыл к месту теракта вместе со своей беременной женой, и оказывал помощь пострадавшим детям. "Кто-то протянул мне младенца и сообщил, что он спас ребенка из машины, а его мать погибла, – рассказал Заави. – Я быстро осмотрел девочку, я искал переломы и ушибы, но, к счастью, она была в хорошем состоянии. Я передал девочку сотрудникам реанимационной машины, которые отвезли ее в больницу "Шаарей Цедек".
Жена Эяля Заави, врач, доставила в больницу тело матери девочки. Парамедик сообщил, что через 15 минут ему передали другого младенца, которому он тоже оказал помощь.
Парамедик Йосеф Сорек, один из тех, кто спас девочку, рассказал, что он увидел заднюю часть машины висящей на заборе, и это было все, что осталось от автомобиля. Женщина, находившаяся в машине, погибла на месте, а младенец чудом выжил. Сорек выразил сожаление в связи с гибелью матери девочки, и сообщил, что он надеется на то, что социальные работники займутся ее устройством.
В больницу Шаарей-Цедек была доставлена еще одна девочка: Офир, 7,5 месяцев, и ее мать Шани Синай. Они ехали в автобусе 13 маршрута, ставшем одной из целей террориста. "Я держала ребенка в слинге, и увидела, что в сторону автобуса бегут люди. В этот момент с другой стороны в нас врезался бульдозер. Та сторона автобуса, с которой я сидела, опрокинулась на землю, на нас попадали люди. Моего ребенка чуть не раздавили, она получила травмы от стекол. Люди начали выбираться из автобуса, нам тоже помогли вылезти. Я даже не успела сказать спасибо".
------
Узнав о теракте, родственники Давиата назвали его "шахидом" и выразили радость в связи происшествием.
Министр труда и социального обеспечения Ицхак Герцог провел экстренное совещание с генеральным директором Института национального страхования Эстер Доминисини ("Мосад ле-Битуах Леуми"). После консультации было решено применить специальный параграф закона о национальном страховании и не возмещать родственникам террориста Хусама Давиата расходов на его похороны.
Помимо этого, Ицхак Герцог также распорядился лишить вдову и детей террориста всех пособий, выплачиваемых Институтом национального страхования в случае смерти мужа, передает "Аруц-7".
Соответствующий законопроект был утвержден сегодня в предварительном чтении. Институт национального страхования намерен принять меры для ускорения процедуры принятия закона.
Ранее премьер-министр Эхуд Ольмерт обратился к министру соцобеспечения с просьбой решить вопрос о лишении родственников террориста пособий, а также попросил министра юстиции рассмотреть возможность о разрушении дома террориста.
Мэр Иерусалима Ури Луполянски, в свою очередь, обещал, что не позволит семье Давиата установить траурный шатер.
NEWSru.co.il
Давиат, водитель тяжелой техники по профессии, раздавил трактором две частные легковые автомашины и такси, двигавшиеся по улице Сарей Исраэль, убив Элизабет Горен Фридман и ранив других водителей, набрал скорость, и свернул против движения на улицу Яффо. Он врезался еще в два автомобиля, снес автобусную остановку, ударил пассажирский автобус 60-го маршрута компании "Эгед", водитель которого успел в последний момент свернуть в сторону, и раздавил автомобиль Renault Kangoo, убив находившегося в нем Жана Релеви.
После этого он продолжил движение в сторону рынка "Махане Йегуда", и возле здания студии JCS атаковал автобус 13-го маршрута компании "Эгед", полный пассажиров. Трактор несколько раз ударил автобус ковшом, перевернув его. По словам водителя автобуса, если бы на этом месте не велись дорожные работы, террорист просто смял бы автобус об стену.
Двое полицейских, Шаади Дао и Элинор Нахум, регулировавшие движение на улице Яффо, попытались отвлечь Давиата от автобуса. Террорист погнался за ними, и едва не раздавил Дао ковшом трактора. Тогда Нахум дважды выстрелила в него. Давиат потерял сознание, трактор остановился.
Дао поднялся в трактор, уверенный, что террорист мертв, и не сделал контрольный выстрел. Однако, когда один из прохожих бросил в Давиата камнем, тот пришел в сознание, и с криком "Аллах акбар" снова нажал на газ, борясь с полицейским. Трактор ударил еще один автомобиль, в котором находилась Бат-Шева Унтерман со своей 7-месячной дочкой. Бат-Шева успела расстегнуть ремни на детском кресле и отдать дочь через окно прохожему, но сама отстегнуться не успела.
В этот момент на трактор взобрались охранник Орон Бен-Шимон и находившийся в увольнительной 20-летний боец спецподразделения "Эгоз" М. (его имя запрещено к публикации). М., забравшийся на трактор вторым, выхватил пистолет из кобуры охранника и трижды выстрелил Давиату в голову. Вслед за этим сотрудник спецподразделения полиции (ЯСАМ) Эли Мизрахи произвел контрольный выстрел.
Весь инцидент длился считанные минуты, за которые террорист проехал на тракторе около 300 метров, убив троих и ранив 36 человек.
В числе пострадавших в результате теракта - двое маленьких детей. Пятимесячную девочку извлекли из раздавленной трактором машины, где погибла ее мать. Отметим, что по другим данным, мать выбросила ребенка из машины в тот момент, когда на автомобиль двигался трактор, и тем самым спасла младенцу жизнь.
Агентство Ynet приводит рассказ парамедика службы "Маген Давид Адом" Эяля Заави, который в числе первых оказался на месте теракта.
Он прибыл к месту теракта вместе со своей беременной женой, и оказывал помощь пострадавшим детям. "Кто-то протянул мне младенца и сообщил, что он спас ребенка из машины, а его мать погибла, – рассказал Заави. – Я быстро осмотрел девочку, я искал переломы и ушибы, но, к счастью, она была в хорошем состоянии. Я передал девочку сотрудникам реанимационной машины, которые отвезли ее в больницу "Шаарей Цедек".
Жена Эяля Заави, врач, доставила в больницу тело матери девочки. Парамедик сообщил, что через 15 минут ему передали другого младенца, которому он тоже оказал помощь.
Парамедик Йосеф Сорек, один из тех, кто спас девочку, рассказал, что он увидел заднюю часть машины висящей на заборе, и это было все, что осталось от автомобиля. Женщина, находившаяся в машине, погибла на месте, а младенец чудом выжил. Сорек выразил сожаление в связи с гибелью матери девочки, и сообщил, что он надеется на то, что социальные работники займутся ее устройством.
В больницу Шаарей-Цедек была доставлена еще одна девочка: Офир, 7,5 месяцев, и ее мать Шани Синай. Они ехали в автобусе 13 маршрута, ставшем одной из целей террориста. "Я держала ребенка в слинге, и увидела, что в сторону автобуса бегут люди. В этот момент с другой стороны в нас врезался бульдозер. Та сторона автобуса, с которой я сидела, опрокинулась на землю, на нас попадали люди. Моего ребенка чуть не раздавили, она получила травмы от стекол. Люди начали выбираться из автобуса, нам тоже помогли вылезти. Я даже не успела сказать спасибо".
------
Узнав о теракте, родственники Давиата назвали его "шахидом" и выразили радость в связи происшествием.
Министр труда и социального обеспечения Ицхак Герцог провел экстренное совещание с генеральным директором Института национального страхования Эстер Доминисини ("Мосад ле-Битуах Леуми"). После консультации было решено применить специальный параграф закона о национальном страховании и не возмещать родственникам террориста Хусама Давиата расходов на его похороны.
Помимо этого, Ицхак Герцог также распорядился лишить вдову и детей террориста всех пособий, выплачиваемых Институтом национального страхования в случае смерти мужа, передает "Аруц-7".
Соответствующий законопроект был утвержден сегодня в предварительном чтении. Институт национального страхования намерен принять меры для ускорения процедуры принятия закона.
Ранее премьер-министр Эхуд Ольмерт обратился к министру соцобеспечения с просьбой решить вопрос о лишении родственников террориста пособий, а также попросил министра юстиции рассмотреть возможность о разрушении дома террориста.
Мэр Иерусалима Ури Луполянски, в свою очередь, обещал, что не позволит семье Давиата установить траурный шатер.
NEWSru.co.il
Подписаться на:
Сообщения (Atom)