Если с автомагистрали № 65, которая соединяет Афулу с перекрёстком Голани, свернуть на шоссе № 767, то через несколько минут езды можно увидеть табличку с… русским текстом «Кафр–Кама».
Эта деревенька была основана в 1876 году, черкесами–мусульманами, бежавшими с Кавказа после его присоединения к России. Всё началось с того, что по Адрианопольскому соглашению 1829 года турецкие владения на Кавказе отошли к Российскому государству. Горцы отказались подчиниться царской власти, отчаянно сопротивлялись и были покорены лишь через 15 лет.
После окончания войн с Францией правительство Александра I активизировало свои действия на Кавказе, сосредоточив там значительные военные ресурсы. 21 мая 1864 года после столетней кровопролитной войны войска захватили урочище Кбаада, считавшиееся в тот момент оплотом черкесского сопротивления. Этот день официально считается датой окончания Кавказской войны.
Память о разорениях, жестокостях, грабежах и убийствах с обеих сторон сохранила великая русская литература. «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Путешествие в Арзрум» А. Пушкина, «Кавказский пленник» Л. Толстого и «Смерть Вазир–Мухтара» Ю. Тынянова – лишь скромный перечень художественных произведений, описывающих этот непростой этап русской истории.
Память об этих событиях сохранили и те , кто оказался жертвами очередного имперского умиротворения на Кавказе. После поражения в военных действиях горцы были вынуждены спуститься в долины, где им объявили, что желающие смогут остаться там, лишь приняв российское подданство. Остальным предложили в течение двух с половиной месяцев переселиться в Турцию. И около 400 тысяч человек – подавляющее большинстао жителей Северного Кавказа, предпочтя своих единоверцев, были расселены на окраинах Оттоманской империи, и их поселения стали турецкими форпостами на Балканах и территории современных Сирии, Ливана, Иордании, Ирака и Израиля.
Защита пределов империи и сбор налогов у населения стали основным видом деятельности черкесов. Последнее, естественно, основательно подпортило их отношения с местным арабским населением, но укрепило связи с центральными властями.
Так же беззаветно, как некогда турецкому султану, служат черкесы и еврейскому государству с первых дней его существования. Они несут службу в Армии обороны Израиля, среди черкесов немало высоких военных чинов, причём большинство из них предпочитает боевые части, отделения безопасности и полицию.
Собственно, израильские черкесы – это адыгейцы. В стране их насчитывается около четырёх тысяч, и проживают они в двух деревнях – Рехании недалеко от Цфата и Кафр–Каме. Эти гордые люди свято хранят свои народные традиции, не забывая при этом, что живут в современном развитом государстве.
В местной школе дети изучают четыре языка – иврит (государственный), арабский (как мусульмане, они обязаны читать Коран в оригинале), английский и адыгейский. До недавнего времени письменность израильских черкесов была арабская. С начала российской «перестройки» здесь появились учителя из Северного Кавказа, и местные жители с удовольствием перешли на «родную» кириллицу. Вот отсюда и надпись «на русском языке» на въезде в поселение!
Israelinfo.ru
Фоторепортаж о Кфар-Каме >>
Черкесы поклонялись многим древним божествам — богу плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства — Мериссе, крупного рогатого скота — Ахину, коз и овец — Ямшу, верховой езды — ЗейкIуэтхэ, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов — Тлепшу. В XIV—XV веках черкесы были христианами. Христианство проникло адыгам (черкесам) из Византии и Грузии в X—XII веках. В XIV веке сюда стал проникать ислам. Окончательно исламизированы черкесы к XVIII веку, но следы христианства сохранялись в Черкесии вплоть до XX века. В настоящее время — мусульмане-сунниты.