Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Наиболее резкое отличие еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая.
Еврейский календарь по своему типу относится к лунно-солнечным, и количество календарных дней его месяца зависит от месячного обращения Луны вокруг Солнца, равного 29,5 суткам (а более точно - 29 дням 12 часам 44 минутам и 2,8 секунды).
Для древнееврейского календаря был характерен особый временной ритм, который основывается на числах 7 и 12. Каждый седьмой день - суббота, Шабат, - считался священным днем отдыха, напоминающем о Сотворении мира, а двенадцатикратное появление новой луны образовывало двенадцать месяцев года.
Сначала это был обыкновенный лунный календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев по 29 или 30 дней в каждом. Первый месяц содержал 30 дней и назывался авив, т.е. месяцем колосьев, начала весны. Остальные месяцы названий не имели и обозначались порядковым числом: 2-й, 3-й и т.д. Таким образом, год состоял из 354 дней, т.е. был короче солнечного более чем на 11 суток.
В дальнейшие века, примерно в IV в. до н.э., архаичный лунный календарь начал постепенно вытесняться более сложным. Интересна и история этой реформы. Согласно Священному Писанию, освобождение евреев из египетского плена произошло в 15-й день месяца нисан. В ознаменование этого события был установлен праздник Песах, День Исхода, а сам нисан стал первым месяцем года. Чтобы этот месяц всегда оставался весенним, и был разработан календарь, сочетающий период изменения лунных фаз с годичным движением Солнца. Так еврейский календарь стал лунно-солнечным. Поскольку средняя продолжительность лунного месяца равна 29 дням 12 часам 44 минутам и 2,8 секунды, то лунный год оказывается равным 354 дням 8 часам 48 минутам и 34 секундам. Поэтому для согласования лунного года с солнечным (т.е. устранения расхождения в 11 суток), пришлось периодически вводить добавочный 13-й месяц.
Годы, состоящие из 12 месяцев, называются простыми, а состоящие из 13 месяцев - високосными. В еврейском календаре применяется 19-летний цикл, состоящий из 12 простых и 7 високосных лет. Последние занимают в этом цикле следующие места: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19. Дополнительный месяц всегда вставляется перед адаром и получает название адар I, а адар становится следующим месяцем и получает название адар II (или веадар). Поэтому в простом году в адаре 29 дней, а в високосном - 30. Адар II (веадар) всегда состоит из 29 дней.
Постоянный календарь в современном виде был установлен Мудрецами в 4119г. (примерно 359г. н.э.). Для ведения календаря необходимо наблюдать за появлением новой луны и определять начало весны. Действительно, в те времена, когда существовал Синедрион (Верховный религиозный суд) начало месяца определялось именно путем наблюдения. Каждый календарный месяц содержит 29 дней (неполный месяц) или 30 дней (полный месяц). При заходе солнца на исходе 29-го дня месяца наблюдатели следили, появится ли новая луна. Как только они видели новолуние, они шли в Синедрион, где им задавали вопросы о виденной ими форме месяца и о его положении относительно солнца и горизонта. Если показания свидетелей сходились, то следующий день объявлялся первым днем нового месяца - "Рош Ходеш". Такое решение мог вынести только Синедрион. Если же на тридцатый день новая луна не появлялась, это означало, что месяц полный и состоит из 30 дней. Тридцать первый же день, независимо от наблюдений, объявлялся, в таком случае, первым днем нового месяца, так как на 31 день новая луна обязательно должна появиться, даже если этого никто и не видел.
Решение вопроса о том, состоит ли год из 12 или из 13 месяцев, возлагалась на нескольких членов Синедриона, которые руководствовались при этом ростом и созреванием фруктов и зерновых, положением солнца и другими соображениями. Вопрос о дополнительном месяце решался в Адаре, последнем месяце года, после которого обычно идет Нисан. Если признавалось, что год состоит из 13 месяцев, это объявлялось до конца Адара, и следующий за Адаром месяц назывался не Нисаном, а вторым Адаром. После решения вопроса о продолжительности месяца или года необходимо было сообщить это всем евреям. При этом известие должно было доходить достаточно быстро, для того, чтобы можно было узнать, на какие дни приходятся праздники. Пока все евреи жили в Земле Израиля, это было несложно, но с началом изгнания, расстояния, которые приходилось преодолевать, сильно увеличились. Поэтому, опасаясь, что известие может задержаться, Мудрецы постановили, что все праздники за пределами Эрец-Исраэль следует праздновать два дня. Дополнительный день праздников сохранился и до сего времени, несмотря на замену наблюдений вычислениями.
Каждый месяц еврейского календаря имеет знак зодиака, то есть пояса на небесной сфере, по которому движутся луна, солнце и большинство планет. С древних времен принято обозначать 12 знаков зодиака символами его созвездий: Весы (Тишрей), Скорпион (Мархешван), Стрелец (Кислев), Козерог (Тевет), Водолей (Шват), Рыбы (Адар-это единственный месяц, который удваивается, поэтому и назваение знака стоит во множественном числе), Овен (Нисан), Телец (Ияр), Близнецы (Сиван), Рак (Тамуз), Лев (Ав), Дева (Элул).
Двенадцать зодиакальных знаков были и эмблемами 12 колен Израилевых, которые, согласно Библии, происходили от 12 сыновей Иакова.
Знаки зодиака на полу синагоги в БЕЙТ АЛЬФА >>
За начало еврейского летосчисления принимается 7 октября 3761 г. до н.э. Оно ведет свое начало от Сотворения мира и известно как "эра от Адама". Это летосчисление официально применятся в государстве Израиль.
До конца III в. до н.э. началом года считалось первое число нисана, которое приходилось на время весеннего равноденствия (11 марта - 11 апреля). Но с этого времени (эпохи Второго Храма) было установлено несколько дат, определяющих начало года и имеющих разные назначения: 1 нисана - для праздников и отсчета лет царствования, 1 элула - для первородного скота, 1 тишрея - для летосчисления и 1 швата - для деревьев. Таким образом, начало календарного года было перенесено на первое число тишрея, 7-го месяца по счету, близкого к осеннему равноденствию (5 сентября - 5 октября).
Соответствие года еврейскому и григорианскому календарям определяется следующим образом: поскольку первый год еврейского календаря насчитывает меньше трех месяцев (с 7 октября 3761 до Р.Х.), то для приближенного подсчета его обычно отбрасывают. Поэтому из года еврейского календаря надо вычесть число 3760. Таким образом, 5760 год еврейского календаря соответствует 2000 году григорианского календаря.
История календаря >>