Три дня мы бродили по Голанам и Верхней Галилее, ночуя в лесу, а днем спускались в долины трех самых известных в тех краях речек.
Конечно, контраст по сравнению со Скандинавией разительный. Совершенно иной мир, словно попали на другую планету. Ржаво-красная земля, как на Марсе, желтоватые скалы из известняка и песчаника, кругом ни капли влаги - одна лишь пыль да высохшая за лето трава, странные деревья...
Вот уж десять лет я смотрю на здешнюю природу, и все никак к ней не привыкну, продолжаю удивляться. Например, дуб. Да-да, дубы растут и здесь! Даже два разных вида. Но они совершенно не похожи на те, которые растут на Украине и в России. У них совсем другие листья, а желуди "мохнатые", как ежики. Когда-то дубовые леса покрывали здесь обширные пространства, но потом их почти полностью извели - сначала римляне, затем турки, а доконали уже англичане. Так что до наших дней дошли лишь отдельные рощи в заповедниках.
Вдоль рек попадались нам и заросли дикого инжира. Интересно было срывать его сладкие плоды прямо с веток - ведь я привыкла видеть их только в магазине, в виде сухофруктов. И еще меня забавляет мысль, что его листья - это те самые фиговые листочки, столь полюбившиеся художникам эпохи Возрождения. ^_^
А вот еще одно интересное растение - рожковое дерево. Его плоды похожи на плоды акации, только более крупные и мясистые. И их можно есть! Не зерна, а сам стручки. Они сладкие на вкус, и говорят, что в прежние времена здорово выручали тех, кому приходилось скрываться в здешних горах.
Чем ниже спускаешься в ущелье, к руслу реки, тем гуще становятся заросли. Возле самой воды они похожи на настоящие джунгли. Пробраться среди них можно только по тропинкам.
Древние греки верили, что возле этой реки обитает проказливое божество Пан. Он похищал вещи пришедших купаться девушек, вызывая у них панику. Где-то здесь неподалеку был и храм, посвященный Пану. Потом пришли арабы, в языке которых нет звука "п", и речка Паниас превратилась в Баниас.
Но откуда здесь берется вода, если каждое лето по полгода не выпадает ни капли дождя? Гидрологи объясняют это так. Здешние горы похожи на губку, они пористые и способны впитать за зиму всю ту воду, что выпадает в виде дождя, да еще и на Хермоне тает снег. Вода очень медленно сочится вниз, и считается, что пока она достигает подножия гор, проходит около 200 лет. Этой водой и питаются источники, которые практически не зависят от того, какое нынче время года.
По пути мы зашли в одно печальное место. Здесь в 1997 году разбилось два военных вертолета. Произошло это по нелепой случайности, из-за ошибки пилотов, которые чего-то недосмотрели, заходя на посадку. И 73 человека погибли зря...
Сейчас эту историю уже мало кто вспоминает - ведь она не имела никакого военно-стратегического значения. Но родственники погибших сами создали на этом месте вот такой необычный мемориал, существующий и поныне.