четверг, 20 сентября 2007 г.

Нахаль Амуд и Цфат

На второй день мы отправились в заповедник Нахаль Амуд. Это немного южнее, уже не Голаны, а Верхняя Галилея. Хотя характер местности практически не изменился. Все те же скалы, сухая трава...



Зимой по дну ущелья течет речка, которая так и называется - Амуд. Но летом она пересыхает, и только мостики на тропинке напоминают о ее существовании. Такие сухие русла рек здесь явление обычное, для них даже специальное слово есть - вади.





Но даже в такое неприветливое время года здесь продолжается жизнь. Среди сухой травы тут и там попадался цветок, который на иврите называют хацав. Он удивителен тем, что цветет именно тогда, когда всякие запасы воды в почве иссякают, и все другие травы и цветы сбрасывают семена и засыхают. Ему это удается благодаря большой луковице, в которой он накапливает воду во время сезона дождей, и ему хватает этих запасов на все лето.



Кое-где среди камней можно заметить забавную зверушку, которую называют шафан. Он размером с кошку, прекрасно лазает по камням и деревьям, питается зеленью, а бегает, как заяц - такими резвыми прыжками. И самое смешное, что зоологи пришли к выводу, что это... ближайший родственник слона! Уж не знаю, на основании чего они сделали такое заключение (говорят, есть некие характерные черты), но я об этом слышала не раз, причем из разных источников. Приходится верить на слово. Вот такой израильский слон! ^_^



По дороге нам попадались развалины каких-то древних сооружений, чаще всего - остатки акведуков, которые здесь в свое время в большом количестве понастроили римляне.







Дорога наверх была настоящим кошмаром. С непривычки карабкаться вверх по скалам среди колючек и 30-градусной жары - это, я вам скажу, нечто! Особенно если учесть, что подниматься пришлось на высоту метров 200-300, не меньше...





Пока мы выбрались к живописным руинам на вершине скалы, я уж думала, что все - дальше меня придется везти на тележке... Но ничего, отдышались и двинулись дальше.
На пути нам встретилась еще одна местная достопримечательность - святой источник, на котором так и было написано: "Источник праведника Беньямина". Вид у него какой-то неказистый, но он в самом деле почитается паломниками. И даже графити на стенах - это не ругательства, а вполне благочестивые надписи.





И вот уже вдали показался Цфат. Конечно, мы не упустили возможности заглянуть в этот необычный город каббалистов. Он является одним из четырех священных городов (в иудейской традиции): Иерусалим, Цфат, Тверия и Хеврон. Живут в нем в основном только религиозные евреи, и подавляющее большинство из них изучают Каббалу, здесь как бы духовный центр этого учения.





Восточная экзотика так и бросается в глаза на каждом шагу. Кстати, оконные рамы, двери и перила повсюду выкрашены в голубой цвет неспроста: считается, что это отгоняет от дома злых духов, дурной глаз и т.д. Местные жители относятся к этому очень серьезно.





Недалеко от городской мэрии на площади стоит на постаменте пушка-"давидка". С ней связана такая история. Когда-то, кроме евреев, в Цфате жило и много арабов. Во время Войны за независимость они, конечно же, были не на стороне израильтян, а стали воевать против них. Линия фронта проходила по городским окраинам, выкурить арабов из узких кварталов, где они были у себя дома, было практически невозможно. Но вдруг по неизвестной причине среди них распространился слух, что якобы израильтяне собираются сбросить на город атомную бомбу. И что если они услышат громкий взрыв, а затем пойдет дождь, то все - это ОНО и есть.
И вот в один из дней над городом собрались грозовые тучи... Кто-то бахнул из "давидки", и тут же сверкнула молния, грянул гром и хлынул ливень. Арабы решили, что это точно ядерный взрыв, и все разом бросились бежать из города куда глаза глядят. С тех пор они сюда больше не вернулись...
Да, странно порой протекали боевые действия в здешних краях.